Нарушения памяти
Содержание:
- Как определить, что память плохая?
- Виды памяти по органам чувств
- Проблемы с памятью в разном возрасте.
- Память и внимание
- Плохая память, рассеянность, забывчивость, тревожность
- Развитие памяти у подростков 15-16 лет
- Память! Мы её теряем…
- Правильно ли говорить — “у меня плохая память”?
- Изменения личности и настроения
- Особенности механизма запоминания у детей
- Работа психолога
- Также в разделе
- Основные причины
- Причины нарушения памяти
- Признаки развития нарушений памяти
Как определить, что память плохая?
для определения объема памяти используют тесты
кратковременная память
1. проблемы с запоминанием2. проблемы с сохранением информации3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информацииОсновные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)Хроническая усталостьСтрессыНедосыпаниеЗлоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками-Курение и злоупотребление алкоголемИнтоксикация организма вредными веществамиНедостаточное питаниеДефицит витаминов Е и группы ВВозрастные измененияБеременность и кормление грудьюэстрогенПрием некоторых медикаментовГипоксия мозгаЗаболевания внутренних органов:
- печеночная недостаточность
- почечная недостаточность
- цирроз печени
- туберкулез легких
- гипертоническая болезнь
- сахарный диабет
- гипотиреоз
- патологии нервной системы
- депрессия
- нарушения мозгового кровообращения, инсульт
- черепно-мозговые травмы
- нейросифилис
- инфекционные заболевания менингит, энцефалит
- болезнь Паркинсона
- болезнь Альцгеймера
- эпилепсия
- рассеянный склероз
- доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга
Виды памяти по органам чувств
- словесно-логическая – запоминание смысла речи;
- эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
- двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
- образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
- зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
- слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
- обонятельная – запоминание запахов;
- тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.
По времени хранения
мгновеннаякратковременнаяоперативнаядолговременнаягенетическаяпо участию воли в процессе запоминания:непроизвольнаяпроизвольная
Проблемы с памятью в разном возрасте.
20 лет
К 25 годам наш мозг работает максимально продуктивно. Его вес достигает максимального показателя – около 1, 4 кг.
Двадцатипятилетним проще запомнить, а потом удержать в голове имена, номера телефонов, сложные формулы. Статистика утверждает, что один из семи молодых людей жалуется на плохую память. Психологи называют причины: стремление успеть все и сразу, одновременное использование нескольких гаджетов – «не включается» гиппокамп, мозговой отдел, в котором формируется свежие воспоминания. Одновременное использование планшета, компьютера и телефона приводит нас к рассеянности.
30 лет
В этом возрасте причиной плохой памяти является потеря синоптических связей между нейронами. Каждые 10 лет наш мозг уменьшается в размере на 2%. Теперь чтобы выучить иностранный язык или освоить новое ремесло, пойдёт больше времени.
Многие тридцатилетние женщины становятся матерями и ощущают на себе действие феномена «энцефалопатии беременной». Его суть состоит в резком «глупении» активной современной женщины. Явление временное, так как в его основе гормональный шторм. Брэтфордские ученые сравнили, как запоминают беременные и женщины в обычном состоянии. У первых обнаруживались явные проблемы с памятью. Они продолжались ещё 3 месяца после родов, а потом самоустранялись.
40 лет
Если мы в 40 лет забываем пин-код кредитной карточки, не стоит расстраиваться – это нормально.
Интересное исследование проводилось в клинике Майо в Америке. Его прошли около 1200 участников в возрасте от 30 до 95 лет. Оказывается, память начинает слабеть на сорокалетнем пороге. Если не тренировать способность запоминать, нейронные связи активно ослабнут до 65 лет, а после станет еще сложнее извлекать информацию.
50 лет
К пятидесяти годам изменяется префронтальная кора, где хранится нужная информация. Как следствие, человек не помнит, зачем ушел на кухню и когда у его младшего внука день рождение. В то же время он может участвовать в интеллектуальных конкурсах, вспоминать цитаты, интересные факты.
Доказано, что мужчины достигают пика способности извлекать из памяти информацию к 55 годам. Женщины – к 60, что связано с менопаузой.
60 лет
Теперь стает тяжело вспомнить нужное имя или восстановить хронологическую последовательность событий собственной жизни. Причина рассеянности кроется в потере связи между разными областями мозга. Информация осталась, но найти ее, связать, становится сложнее.
Не стоит волноваться, плохая память в 60 не является отклонением, а скорее закономерностью. Главное только, чтобы собеседники не перебивали. Чем больше нас отвлекают, тем тяжелее вспомнить хоть что-то.
В калифорнийском университете проводили исследование, вследствие которого установлена закономерность: пожилым людям тяжело не реагировать на отвлекающие факторы. Поэтому часто теряются логическая цепочка их повествования.
70 лет
Из 10 только что прочитанных слов большинство 70-летних людей сможет повторить только половину, при том, что 25-летние обычно воспроизводят 9.
По словам лондонского профессора психологии Мартина Конвей, плохую память можно скрыть нажитым опытом или добытыми знаниями. Определить уровень забывчивостью могут только специальные тесты. Доказано, что на 30% ухудшается визуальное восприятие действительности, поэтому в новой местности лучше довериться навигатором. Интересно, что в 70 лет гораздо проще вспомнить события молодости, нежели то, что вчера было съедено на завтрак.
80 лет
В этом возрасте практически у всех есть проблемы с памятью, но Общество Альцгеймера обнадеживает – только один из 6 людей страдает от деменции.
Редко встретишь человека, который бы не утверждал, что у него плохая память. Но менять свой образ жизни, чтобы ее улучшить, готовы не многие. У рассеянности есть причины. Если забывчивость надоела, пора менять образ жизни и тренировать мозг. А если нет, успокойте себя результатами исследований: проблемы с памятью – не всегда плохо.
Дополнительная информация:
- Тренировка памяти или как научиться запоминать?
- Как развить память и какие есть для этого техники?
- Как восстановить память — 17 способов
- Какие есть упражнения для развития памяти?
- Что такое память человека и какие у нее свойства?
- Что такое воспоминания и как их сохранять?
- Как запомнить информацию быстро и надолго?
- Какие есть виды памяти человека?
- Как улучшить память — 19 проверенных методик
Хотите узнать о своих генетических способностях и получить рекомендации для их правильного развития?
Для читателей wikigrowth.ru подарок от профессионалов системы Дизайн Человека. Получите расчет своей карты и её первичную расшифровку совершенно бесплатно!
Память и внимание
В последнее время много пишут о таком явлении, как «туман в голове» после коронавируса. Действительно, многие отметили, что после болезни им стало тяжело сосредотачиваться, появились проблемы с памятью. Ситуация та же, что и с физическим состоянием тела –тозгу тоже требуется восстановление.
Специалисты ВОЗ рекомендуют включаться в работу постепенно, не переоценивая свои силы.
Тренируйте голову – вам в помощь загадки, головоломки, кроссворды. Начните с простого и постепенно усложняйте.
Читайте, учите стихи, узнавайте что-то новое – это полезно всегда и всем, но для полного восстановления после ковида особенно.
Для восстановления концентрации и улучшения памяти можно принимать Глицин вместе с Биотредином, с интервалом 10-15 минут между препаратами.
Плохая память, рассеянность, забывчивость, тревожность
При беспокойстве наш мозг перегружен большим количеством мыслей. Многие люди с тревогой обнаруживают, что оказались в ловушке внутри своей же головы, сосредоточившись на плохих воспоминаниях и с трудом живя полноценной жизнью. Возможно, кто-то удивиться, но беспокойство может вызвать проблемы с памятью. Но проблемы с памятью на самом деле довольно распространены и могут влиять на многих, кто страдает от любого типа тревоги. Беспокойство психически истощает и может затруднить запоминание и воспроизведение информации.
Потеря памяти из-за тревоги или тревога из-за потери памяти?
Тревога – это тип состояния, которое может заставить беспокоиться о вещах, которые проблемами на самом деле не являются. Люди каждый день забывают о чем-то, но те, кто страдает беспокойством, склонны полагать, что их потеря памяти хуже, чем у остальных.
Как беспокойство может привести к потере памяти
Аффект влияет на вас умственно и физически. Когда вы испытываете беспокойство, в вашем мозгу происходят химические изменения, изменения гормонов, которые теоретически могут изменить мозг и привести к проблемам с памятью. Но есть несколько основных проблем, которые связаны с проблемами памяти и беспокойством. В список входят:
1 Гормоны стресса. Кортизол гормона стресса высвобождается в больших количествах во время тревоги. Кортизол влияет на мозг и приводит к потере памяти и проблемам с воспоминаниями. Хотя не совсем ясно, как это происходит, исследования показывают, что те, у кого наблюдается тревога, могут либо бороться за возможность вспомнить что-то, либо позабыть со временем. Не считается, что эти проблемы с памятью постоянные или представляют собой любые потери функции мозга.
2 Отвлеченное мышление. Страдающие беспокойством также склонны к невероятно активному мышлению. Когда ваш ум активен, мозг не так часто фокусируется на новых вещах, которые вы пытаетесь запомнить, и поэтому воспоминания не полностью сформированы. Отвлекающее мышление также затрудняет сосредоточение внимания на воспоминаниях, которые вы пытаетесь прояснить, так как беспокойство, как правило, поглощает мысли. Действительно, в некотором смысле ваши тревожные мысли сражаются с вашими нормальными воспоминаниями за пространство в вашем сознании, и иногда нормальные воспоминания теряются.
3 Потеря сна и прочее. Тревога также влияет на вторичные проблемы, которые могут повлиять на память. Например, беспокойство может усложнить сон, а лишение сна имеет известный эффект на память и воспоминание. Тревога может также изменить приоритеты (другими словами, заставлять вас вспоминать плохие вещи и забывать хорошие), а беспокойство может концентрировать столько внимания на настоящем, что вы редко будете думать о прошлом, и память в конечном итоге исчезает.
Потеря памяти является нормальной частью старения, даже когда вы находитесь в возрасте 20-30 лет. Сохранение воспоминаний требует работы, и не каждый проводит много времени, думая о своем прошлом – или даже о своем настоящем. Это не редкость забывать о тех вещах, которые, как вы думали, вы никогда не забудете. Те, кто страдает беспокойством, склонны обвинять в этом именно его, когда на самом деле причины совсем не тут.
Развитие памяти у подростков 15-16 лет
В 15-16 лет ребенок особенно склонен к подростковому бунту, учеба у него вызывает все меньше интереса. Это связано не только с тем, что у него появилась потребность больше времени проводить с друзьями и за компьютерными играми. Дело в том, что учебная программа современных школ достаточно сложна, детям трудно сохранять высокую успеваемость по всем предметам. Поэтому они стараются реализоваться в тех видах деятельности, которые даются им легче: в общении со сверстниками, творчестве, хобби или спорте.
Чтобы добиться высокой мотивации к учебе, важно делать акцент на развитии памяти у подростков. Когда ребенку достаточно пробежать глазами параграф по истории или обществознанию, чтобы легко усвоить тему, он с большим энтузиазмом станет относиться к выполнению домашних заданий
Также и формулы по алгебре и геометрии будут моментально откладываться в копилке знаний, если у подростка хорошо развита зрительная память.
Еще в начальной школе заметно, что одни ученики быстрее справляются с заданиями, легче усваивают материал, а другие малыши с трудом могут запомнить небольшое четверостишие. Уже тогда можно оценить степень развития памяти.
Когда внимание ребенка рассеяно, а разум настолько перегружен, что порой не способен запомнить и десятка слов, наступило время задуматься о тренировке памяти
Память! Мы её теряем…
В большинстве случаев первым признаком деменции становятся проблемы с памятью у пожилого человека. Он хорошо помнит прошлое — увиденное, прочитанное и усвоенное когда-то раньше, но память на недавние события постепенно начинает подводить. Первое время такую забывчивость легко перепутать с рассеянностью.
- Человек часто забывает, в какой карман положил ключи, где оставил телефон, куда делись очки и другие нужные вещи.
- Не обходится без списка дел на завтра. Покупая продукты, сверяется с запиской.
- Забывает, зачем пришел в комнату или о чем хотел только что сказать.
- Не может читать книги без закладки, так как теряет место, где остановился и перечитывает одно и тоже.
- Из головы вылетают имена и даты, необходимые в данный момент.
- Не помнит, о чем вы его только что попросили, приходится по сто раз повторять, как маленькому ребенку.
- Внимательно слушает простую инструкцию: как посмотреть сообщения на телефоне или включить новую стиральную машину, но усваивает только с десятого раза, а то и вообще отказывается воспринимать новую информацию.
Не стоит примерять эти симптомы на себя, некоторые из них наверняка подойдут каждому. Временные «провалы» в памяти свойственны даже молодым и здоровым людям в период цейтнота, недосыпа, переутомления или стресса. Наконец, люди бывают рассеянными по природе. Стоит бить тревогу, если:
- У пожилого человека появились странности, которых раньше за ним замечено не было. Например, был пунктуальным и собранным, а теперь изменился. Если же дедушка и в молодости забывал сына в песочнице, а у бабушки частенько пироги подгорали и сбегало молоко, ничего удивительного в происходящем теперь нет.
- «Забыл» и «потерял» повторяются несколько раз в день, а не пару раз в неделю.
- Проблемы с памятью не лечатся полноценным отдыхом: нормальным сном, хорошо проведенными выходными или отпуском.
Здоровый человек, если ему намекнуть, вспоминает о пропущенной встрече, забытой покупке или условленном звонке и оправдывает себя тем, что «голова забита». При развивающейся деменции люди, напротив, жалуются на то, что «голова пустая». Со временем даже подсказки не помогают восстановить память, она теряется окончательно и бесповоротно.
- Человек плохо ориентируется по часам, забывает дату и день недели.
- Не помнит, что ел на завтрак, обед или ужин и ел ли вообще.
- Пересказывая недавнюю историю, телепередачу или новость, человек путает хронологию событий.
- Плохо ориентируется на знакомой улице.
- Возникают сложности с устным и письменным счетом, сложно делать покупки или оплачивать коммунальные услуги.
- Появляется большое количество ошибок при письме.
Существуют различные тесты для диагностики нарушений памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно. Самый популярный — тест рисования часов. Если человек может быстро и уверенно нарисовать циферблат, правильно расставить на нем числа и указать стрелками заданное время, проблем нет. А вот рисунок часов больного с деменцией может вас сильно удивить. Подробную инструкцию к тесту рисования часов, а также другие удобные для домашнего использования диагностические тесты можно найти на сайте . Результаты подобных испытаний нельзя воспринимать как диагноз. Если вас что-то насторожило, обратитесь за очной консультацией к врачу, не делайте скоропалительных выводов.
Правильно ли говорить — “у меня плохая память”?
Мы привыкли жаловаться на память, говоря “у меня плохая память”, словно память — это какой-то общий термин. Однако следует знать, что память — это не один процесс. Существует множество видов памяти. Память — это сложный комплексный процесс, состоящий из различных субпроцессов и фаз.
По функции и характеристикам можно выделить 3 основных типа памяти: кратковременная память, долговременная память и рабочая память.
Кратковременная память — это наша активная память, позволяющая, например, запомнить номер телефона, который нам только что дали. Кратковременная память обладает ограниченным объёмом.
Долговременная память — это наша постоянная “база данных”, содержащая наш опыт и знания. Благодаря ей мы можем вспомнить, например, определённый эпизод из детства — празднование дня рождения, каникулы, проведённые вместе с семьёй.
Рабочая память играет важную роль, многие учёные считают, что она является основным компонентом интеллекта человека. Рабочая память позволяет нам связывать наши знания и прожитый опыт с ситуацией, в которой мы живём в настоящем, чтобы мы могли действовать соответственно. Этот вид памяти мы используем при беседе, или когда нас о чём-то спрашивают. Наш мозг обрабатывает полученную информацию и ищет в “базе данных” другую информацию, связанную с ней, что позволяет нам давать ответы при разговоре.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за ваши вопросы и комментарии.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
This post is also available in: Испанский
Изменения личности и настроения
Веселые и жизнерадостные вдруг превращаются в замкнутых и угрюмых. Ранее общительные и доброжелательные люди становятся раздражительными и беспокойными. Помощь других людей нередко расценивается ими как вред или покушение на их собственность. А изменение привычных для них вещей, например, местоположения какого-либо предмета, может вызвать чрезмерно бурную реакцию. И такое поведение не меняется со временем, а лишь прогрессирует. Кстати, депрессия у пожилых людей может быть одним из первых симптомов в самом начале болезни.
Симптомом не считается: с возрастом некоторые черты характера меняются, могут появляться временные перепады настроения, нежелание что-то менять, особенно устоявшиеся годами привычки.
Особенности механизма запоминания у детей
Пытаясь что-либо вспомнить, взрослые ищут ассоциации с происшедшими в прошлом событиями и используют их. У детей 5–7 лет подобного опыта нет. Основами процесса запоминания являются образность и эмоциональность. Знание родителями такой особенности позволяет придумать массу полезных и эффективных игр на тренировку разных видов памяти.
Рассмотрите следующие варианты:
для совершенствования зрительного восприятия займитесь с ребёнком рисованием после прогулки
Попросите его изобразить всё, что он видел, акцентируйте внимание на деталях. Этот приём хорошо использовать, если сыну или дочке трудно даётся написание цифр или букв
Помочь можно, находя похожие на них предметы, выстраивая образные ассоциации;
эффективное упражнения на развитие слуховой памяти – рассказ или чтение с последующими заданиями, пересказ текстов, сказок, разучивание стихов;
двигательная активность оттачивается на занятиях танцами, физкультурой, ритмикой;
тактильные ощущения закрепляются в играх на касание. Ребёнку завязывают глаза и предлагают определить предмет на ощупь.
Сложно однозначно сказать, какой из видов памяти следует развивать в первую очередь. Специалисты отмечают пользу комплексных занятий. Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, другие – посредством запечатления образов на бумаге. Гармония достигается на занятиях «Меморикой» в «Академии развития интеллекта AMAKids». Это авторская методика со специальными упражнениями и доказанной эффективностью.
После прохождения курса «Меморика» у ребёнка:
- объём памяти увеличивается в три и более раз;
- возникает способность управления процессом умственной деятельности;
- появляется стимул к познанию, поскольку текстовая и другая информация усваивается с легкостью.
Развитие памяти – это одновременное совершенствование внимания, воображения, интеллекта, логики, творческого мышления. Перечисленные способности и навыки хотят развить в детях все без исключения родители. Есть смысл потратить время и средства на максимально эффективные занятия.
Работа психолога
Работа психологов с подростками — важный аспект в профилактике подобных трагедий, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
— Необходимо восстановить практику работы школьных психологов, которой сейчас практически нет. Профессионал не пойдет на эту должность из-за низкой оплаты труда. Но именно наличие психолога помогло бы избежать очень многих суицидов, стрессов, которым подвергаются наши дети, — считает клинический психолог Игорь Дар.
В частности, такие специалисты могли бы проводить различные тестирования, например диагностику агрессивности или реализовывать проективные методики, добавляет психолог Элена Гамаюн. Периодические исследования позволяли бы выявлять подростков, склонных к проявлению насилия, а затем с ними проводилась бы отдельная работа.
Лесной внук: что известно о стрельбе под Нижним Новгородом Подросток убил трех человек после ссоры с бабушкой
— Многие проблемы можно было бы выявлять на раннем этапе. Агрессия не возникает за пять минут, она копится в течение долгого времени, человек затаивает обиду, — говорит эксперт. — Кроме того, психологи могли бы работать с жертвами и источниками травли, которые могут быть в классе.
По мнению Игоря Дара, подросткам могла бы помочь информационная онлайн-платформа, где каждый школьник смог бы почитать о том, что ему интересно: о профориентации, половом воспитании и агрессии со стороны окружающих.
— Там бы предлагались и доступные анонимные онлайн-консультации. Только так мы сможем работать на опережение, — считает психолог.
Также в разделе
Прогрессирующая мышечная дистрофия Дрейфуса Описана Дрейфусом в 1961 г. Наследуется по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу. Частота не установлена. Клиническая картина Первые признаки… |
|
Пароксизмальные миоплегии Наследственные пароксизмальные миоплегии — группа нервно-мышечных заболеваний, характеризующихся внезапными приступами мышечной слабости и параличами…. | |
Гнойные менингиты Эпидемический цереброспинальный менингит (менингококковая инфекция) В мире регистрируются 3-10 случаев менингококкового менингита на 100 000 населения…. |
|
Преходящие нарушения спинномозгового кровообращения К преходящим (транзиторным) радикуломиелоишемиям относятся только такие формы, при которых очаговые спинальные симптомы регрессируют до 24 ч. Клиническая… | |
Внутричерепные гематомы Внутричерепные гематомы (эпидуральные, субдуральные, внутримозговые, внутрижелудочковые) являются наиболее частой причиной сдавления головного мозга при ЧМТ,… | |
Подострые склерозирующие энцефалиты (демиелинизирующие лейко- и панэнцефалиты) В эту группу входят своеобразные формы хронических и подострых энцефалитов с прогрессирующим тяжелым течением (энцефалит с включениями Даусона, подострый… | |
Невралгия языкоглоточного нерва Невралгия языкоглоточного нерва имеет много сходных черт с невралгией тройничного нерва и характеризуется пароксизмальными болями с одной стороны корня языка,… | |
Головокружение Головокружение можно определить как ощущение нарушенной ориентации тела в пространстве. Имеется в виду ощущение вращения больного или окружающих предметов…. | |
Внутричерепная гипертензия Внутричерепная гипертензия (ВЧГ) часто сопровождает различные болезни или повреждения головного мозга. Она возникает в результате увеличения объема… | |
Супратенториальные менингиомы Менингиомы составляют 13-18% среди опухолей головного мозга и чаще встречаются у людей в возрасте старше 40 лет. 30-40% менингиом локализуется на выпуклой поверхности… |
Основные причины
Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.
Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:
- Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
- Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
- Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
- Травмы головы.
- Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
- Патологии психиатрического профиля.
- Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
- Нарушение обмена веществ.
- Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)
Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.
Причины нарушения памяти
Чаще всего снижение, расстройство или потеря памяти происходит, когда мозг по какой-то причине перестает правильно утилизировать информацию: либо не записывает информацию туда, где она должна храниться, либо записывает, но не может воспроизвести.
Четыре самые распространенные в нашей практике группы причин, по которой возможно ухудшение и снижение памяти (или другие расстройства памяти)и концентрации внимания:
- Дезорганизация или истощение нервной системы на фоне недосыпания или длительного стресса. В таком случае ухудшение или расстройство памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях, т.е. в стрессе. А стрессорная реакция предполагает временную активацию механизмов немедленной физической борьбы за выживание, при которой работа памяти на время ослабевает. Если стресс из временной ситуации превратился в постоянную – память может пострадать довольно сильно. Если еще и нарушен сон – память снижается гарантированно. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно.
- Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП), болезнь Альцгеймера,токсическая энцефалопатия, посттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления при сильном расстройстве или потере памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения. Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти.
- Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов (синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит). В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа (хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище). Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа (лечение нужно начинать как можно раньше).
- Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность.
Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения.
Признаки развития нарушений памяти
Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно
То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.
По количеству выделяют такие симптомы:
- Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
- Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
- Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:
- Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
- Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.
Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:
- Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
- Удаление событий, компрометирующих человека.
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:
- Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
- Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
- Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.
Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом.
Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза