Мтз 50 1962-1985 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание
Содержание:
- Трактор МТЗ-80: технические характеристики
- Описание и назначение МТЗ 50
- Предназначение трактора
- Электрооборудование
- Модельный ряд
- Внешний вид и компоновка
- Трактор МТЗ-50: история создания
- Характеристики трактора
- Технические характеристики
- На каких работах используется машина
- Устройство
- Кабина трактора МТЗ-50: обзор рабочего места
- Особенности использования
Трактор МТЗ-80: технические характеристики
Тракторы МТЗ-80 доступны в нескольких модификациях, различных по характеристикам устойчивости на крутых склонах, типом пневматических шин, передаточными числами коробки переключения передач и другими деталями. По данным статистики, МТЗ-80 являются, наряду с тракторами Т-40 и бульдозером ДТ-75, самыми массовыми машинами на постсоветском пространстве.
Двигатель трактора МТЗ-80
В новой разработке Минского тракторного завода подошли к вопросу замены двигателя серьезно. МТЗ-80 получил принципиально отличный от предшественников силовой агрегат заводского производства Д-240. Это четырехтактный четырехцилиндровый дизельный мотор типа 4Ч11/12,5. К особенностям агрегата относится полуразделенная камера сгорания в поршне.
Д-240 охлаждается жидкостной системой и в некоторых моделях тракторов дополняется предпусковым подогревателем марки ПЖБ-200Б. В первоначальном варианте исполнения мотор выдавал 75 л.с./55,16 кВт мощности. В доработанной версии двигатель получил 80 л.с./59,25 кВт. Рабочий объем четырех цилиндров равняется 4,75 литрам.
Силовой агрегат запускается электростартером или пусковым двигателем марки ПД-10 с рабочей мощностью 10 л.с. Запуск осуществляется при заблокированном пуске или включенной передаче. Система питания трактора МТЗ-80 представлена комплексом из топливного бака, топливных фильтров тонкой и грубой очистки, топливоподающих насосов высокого и низкого давления. Система дополняется топливными проводами низкого и высокого давления, а также форсунками системы подачи и очищения воздуха.
Номинальная частота вращения коленвала двигателя достигает 2200 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра Д-240 равен 110 мм, ход поршня 125 мм. При максимальной мощности силовой агрегат расходует 242 г/кВт*ч топлива. Снабжение мотора обеспечено 130-литровым топливным баком. Для обеспечения работоспособности трактора производитель предусмотрел запас крутящего момента в 15 %.
Трансмиссия
Коробка передач трактора МТЗ-80 доступна только в механическом исполнении. КПП девятиступенчатая, двухдиапазонная, оснащается понижающим редуктором. В результате трактор может двигаться на 18 скоростях вперед и на четырех назад. Сцепление трактора МТЗ-80 работает на однодисковой сухой муфте постоянно замкнутого типа.
Допускается установка ходоуменьшителя опционально. Часть машин, сошедших с конвейера после 1985 года, оснащается гидроуправляемой коробкой передач с функцией переключения под нагрузкой. Особенностью такой коробки является возможность выбора любой из четырех передач в каждом из четырех диапазонов без активного использования муфты сцепления.
МТЗ-80 — заднеприводная модификация. Зданий мост оснащается антиблокировочным дифференциалом с функцией отключения. Тракторы старого образца управляются с помощью механической ножной педали. Более поздние версии получили гидравлическое управление блокировкой. Переключатель режимов располагается на приборной панели. Диапазон скоростей движения МТЗ-80 на девятиступенчатой КПП составляет 1,89-33,4 км/ч.
Тормозная система трактора МТЗ-80
Управление тормозами МТЗ-80 представляет собой комплексную систему из:
- рабочей;
- вспомогательной;
- стояночной;
- запасной тормозных систем.
Рабочая отвечает за замедление и полную остановку машины. Стояночная — гарантирует устойчивость на уклонах. Длительное поддержание скорости на уклоне осуществляется посредством вспомогательной тормозной системы. Запасная предусмотрена для использования при возникновении неисправностей в рабочей тормозной системе. МТЗ-80 комплектуется управлением тормозами с механическим приводом и пневматическим тормозом прицепного устройства.
Описание и назначение МТЗ 50
МТЗ-50 – производительный многоцелевой трактор легкой весовой категории, рассчитанный на использование в сельском хозяйстве, а также многих других сферах деятельности. Так, в сельской местности этот трактор массово эксплуатируется в следующих операциях: окучивание, культивация, боронование, вспахивание, рыхление, а также обработка твердого целинного грунта, посев зерновых и овощных культур. Не смотря на невысокую мощность и небольшую производительность, трактор МТЗ-50 приспособлен для дорожно-строительных работ, междурядной обработки, монтажных работ, а также буксировки тяжелых прицепов. Вышеуказанные задачи трактор способен осуществлять с использованием широкой гаммы навесного и прицепного оборудования, которое крепится к машине с помощью специальных элементов, выступающих в качестве привода агрегатов.
Трактор поступил в производство в 1961 году, а через год освоен выпуск полноприводной модификации МТЗ-52. Позже стали выходить и другие модификации, которые сделали машину неимоверно популярной и востребованной почти во всех сферах деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что история МТЗ-50 охватывает несколько десятилетий. Например, еще в 1960-м году начались испытания модификации с полугусеничным шасси – такую машину производили только по спецзаказу. В 1963 году вышла модернизированная версия МТЗ-50, предназначенная для хлопководческого хозяйства. Данная машина отличалась трехколесной компоновкой. Что касается полноприводного варианта МТЗ-52, этот трактор поступил на конвейер только в 1964 году – на два года позже изначально запланированного времени. Данная модификация считалась актуальной до 1985 года.
Предназначение трактора
Кроме сельского хозяйства, данная модель массово применялась в строительстве и в промышленности. Его можно было использовать для разных нужд, так как у него есть навесное оборудование. Трактор предназначался для:
- транспортировки грузов;
- вспашки, боронирования, культивации сельхозугодий;
- сеяния и обслуживания полевых работ;
- всевозможных дополнительных действий.
Технические характеристики МТЗ-50 таковы: для своего времени он считался одним из самых эффективных отечественных тракторов.
Долгое время ему не было равных среди колёсных механизмов. У этой модели можно менять ширину между колёсами, увеличивать или уменьшать. Достоинства данного агрегата в том, что его можно ремонтировать в любых условиях. Даже в поле. Трактор универсален, благодаря навесному оборудованию. Кроме перевозки грузов, он может работать как погрузчик и как экскаватор. Может бурить грунт. Быть стогометателем. Чистить снег. Стоит только навесить бульдозерный передок. Может работать на разных марках солярки. Даже если солярка некачественная. Вынослив. Работает в любых погодных условиях. Ещё плюс – механизм один из самых дешёвых по себестоимости, Запчасти к нему доступны и стоят недорого.
Обязательно почитайте: Трактор МТЗ 1221 Беларус
Есть и минусы. Прежде всего, невысокая производительность при обработке больших посевных площадей. У него нет кондиционирования. Он слишком шумный. До нынешнего времени выпускаются другие модификации трактора, МТЗ-80, МТЗ-82. Аналогом трактора считается Беларус–500.
Кабина МТЗ 50
Электрооборудование
Электрооборудование трактора МТЗ-50 состоит из следующих основных частей:
- генератора;
- стартера;
- стартера пускового двигателя;
- свечей накаливания;
- системы зажигания.
Самая важная деталь электрооборудования – стартер. Он представляет собой обычный двигатель постоянного тока, возбуждение происходит последовательно.
Имеет следующие технические характеристики:
- мощность – 4,5 л. с.;
- номинальное напряжение на выходе – 12 В;
- тормозной момент – 7 кг×м;
- ток, потребляемый при торможении ротора – 1450 А;
- при полной остановке ротора напряжение на клеммах составляет 7 В;
- скорость вращения ротора на холостом ходу – 5 000 об/мин;
- величина тока на холостом ходу – 120 А;
- напряжение на выходных клеммах, на холостом ходу – 11,5 В.
Включение стартера осуществляется дистанционно. Для этого используется специальное электромагнитное реле тягового типа, которое устанавливается под корпусом стартера. Оно позволяет в автоматическом режиме отключать стартер после запуска двигателя.
Для разжигания топливной смеси используются специальные свечи накаливания. Они должны иметь такие технически характеристики:
- максимальный рабочий ток – 50 А;
- рабочее напряжение, подводимое к свече – 1,4 А;
- сопротивление – 0,02 Ом.
Модельный ряд
По состоянию на май 2018 года, Минский тракторный завод предлагает потребителю следующие модели тракторов на базе МТЗ-80.1 (82.1):
Тракторы
80.1 | 82.1 | 82.У | 820 | 892 | 892.2 | 90 | 92 | 900.3 | 920 | 920.2 | 920.3 | 920.5 | 920.6 | 952 | 952.2 | 952.3 | 952.4 | 952.5 | 952.6 | |
Модель двигателя | Д-243 | Д-245.5 | Д-243.1 | Д-245.43S2 | Д-243 | Д-245.43S2 | Д-245.43S3А | Д-245.43S4 | Д-245.5 | Д-245.5S2 | Д-245.5S3АM | Д-245.5S3В | Д-245.5S4 | |||||||
Мощность, л. с./кВт | 81/59,6 | 84,3/62,0 | 88,4/65,0 | 90/66,2 | 81/59,6 | 84,3/62,0 | 84/62 | 88,4/65,0 | 95,2/70,0 | |||||||||||
Колёсная формула | 4К2 | 4K4 | 4К2 | 4K4 | 4K2 | 4К4 | ||||||||||||||
Грузоподъемность на оси подвеса, кг | 3200 | 4000 | 3200 | 4000 | ||||||||||||||||
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) | 229+3 | 226+3 | 235+3 | 229+3(5) | 220 ± 5,0, 223± 6,7 | 226+3 | 232+5 | 229+5 | 254± 5,0 | 223 ± 6,7 | ||||||||||
Число передач вперед/назад | 18/4 | 14/4 | ||||||||||||||||||
Масса максимально допустимая, кг | 6500 | 6190 | 7000 | 5900 | 6190 | 6750 | 7000 | |||||||||||||
Агрегатированиепродукция МТЗ | ПЛН-3-35П | ПКМ-3-40Р, ПЛН-3-35П | ПОН-3-40 |
Коммунальные и строительные машины
82МК | МУП-351 | П10М | ЭП-491 | |
Машина уборочная | Машина уборочно-погрузочная | Погрузчик фронтальный | Экскаватор-погрузчик | |
Базовое шасси | 82,2 | 82,1 | 82,1, 92П, 820, 952,2 | 82,1, 92П |
Производительность погрузчика, т/ч | — | 15 — 50 | 25 — 70 | |
Производительность экскаватора, т/ч | — | 10 — 40 | ||
Номинальная ёмкость ковша погрузочного оборудования, м³ | — | 0,5 | ||
Производительность при очистке проезжей части от снега, м²/ч | 21600 | — | ||
Максимальная высота убираемого снега за один проход, мм | 500 | — | ||
Максимальная ширина захвата щётки, мм | 1730 | — | ||
Колёсная формула | 4K4 | |||
Объем ковша экскаваторного оборудования, м3 | — | 0,25 |
Спецтракторы
80Х | 100Х | 921.1 | 921.2 | 921.3 | 921.4 | |
Трактор хлопководческий | Трактор садоводческий | |||||
Модель двигателя | Д-245.1 | Д-245С | Д-245.5С | Д-245.5S2 | Д-245.5S3АМ | |
Мощность, л. с./кВт | 81,6/60 | 107,4/79,0 | 89,8/66 | 95,2/70,0 | ||
Колёсная формула | 3K2 | 4K4 | ||||
Грузоподъемность на оси подвеса, кг | 2800 | 3600 | ||||
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) | 244 | 232+11,60 | 229+6,87 | 254 ±12,70 | ||
Число передач вперед/назад | 16/4 | 14/4 | 18/4 | 14/4 | ||
Масса максимально допустимая, кг | 6500 | 6190 | 7000 |
Лесные машины
Л82.2 | ТТР-401М | МПТ-461.1 | |
Трактор лесохозяйственный | Трактор трелёвочный | Лесной транспортёр-погрузчик | |
Модель двигателя | Д-243С | Д-243S | |
Мощность, л. с./кВт | 59,6/81 | 60/82 | |
Колёсная формула | 4K4 | ||
Грузоподъемность, кг | 3500 | 3500/9000 | |
Удельный расход топлива, г/(кВт·ч) | 235 | 236 | |
Число передач вперед/назад | 16/4 |
Ранее выпускавшиеся модификации трактора МТЗ-80 (82)
- МТЗ-80 — Универсально-пропашной трактор, с задним приводом и малой кабиной
- МТЗ-82Р — Колёсный рисоводческий трактор
- МТЗ-82Н — Универсально-пропашной трактор, с полным приводом и пониженным клиренсом (400 мм), колёсами размерностью 16,9/14-30 задние и 10-16 передние, сиденьем с возможностью отклонения от продольной оси, для поддержания вертикальной посадки тракториста, предназначался для работ на склонах до 16°
- МТЗ-82К — Крутосклонный универсально-пропашной трактор, с полным приводом, бортовыми качающимися редукторами, гидравлической системой автоматической стабилизации и выравнивания положения остова, передний ведущий мост с параллелограммными рычагами, в систему навески также были введены дополнительные гидроцилиндры, для стабилизации агрегатируемых машин, предназначался для работ на склонах до 20°
- МТЗ-80ХМ — Хлопководческий трактор, с одним управляемым колесом, с узлами бортовых передач, для повышения клиренса (650 мм), модификация ХМ, отличалась установкой двигателя Д-240Т (100 л. с.)
- Т-70В(С) — Универсально-пропашной гусеничный трактор, класса 2 т, предназначенный для возделывания винограда-«В» и сахарной свёклы-«С». Отличался от базовой модели типом движителей — гусеничные; кабиной, обшивкой, двигателем пониженной мощности Д-241Л (70 л. с.), заблокированной в КПП 9-й передачей, изменённой гидросистемой. Между собой отличался размерностью гусеничной цепи
- МТЗ-80/82В — Универсально-пропашные трактора, отличавшиеся от базовых, наличием реверсивного редуктора
- МТЗ-82Т — Овощебахчевая модификация базовой модели. Отличалась повышенным клиренсом, за счёт установки дополнительных колёсных редукторов
- МТЗ-Т80Л — Лесохозяйственная модификация трактора. Предназначалась для трелевки древесины, выполнению работ по лесовосстановлению, работ с агрохимией и противопожарных мероприятий. Отличалась сдвинутым вперёд двигателем пониженной мощности Д-243Л (60 л. с.), другой кабиной и обшивкой, колёсами одинаковой размерности 530—610, увеличенной до 36 км/ч скоростью.
Внешний вид и компоновка
Большинство тракторов модельного ряда МТЗ-50 производилось в стандартном компоновочном исполнении – расположенный спереди машины двигатель, ведущие задние колеса большого радиуса, направляющие передние колеса небольшого размера.
Расположенная за двигателем водительская кабина, не создавала препятствий при ремонте силовой установки и ее техническом обслуживании.
Трактористы высокого роста испытывали неудобства в тесном салоне трактора, зато ее небольшие габариты позволяли легко добраться до контрольных приборов и механизмов управления.
Благодаря установленному на подвижные рессоры сиденью и сравнительно высокому уровню звукоизоляции, управляющий машиной оператор чувствовал себя в ней достаточно комфортно. Система обогрева первых моделей машин была малоэффективной, кондиционирования не было совсем. При дальнейшем усовершенствовании острота этой проблемы была значительно снижена.
Материал по теме: Обзор самых популярных тракторов семейства Беларус
За время серийного выпуска модели неоднократно изменялись дизайн и эргономика кабины оператора.
Основные этапы изменения внешнего вида МТЗ-50:
- Начало шестидесятых годов – машина с полукруглой радиаторной решеткой и кабиной оператора с брезентовой крышей.
- Конец шестидесятых – трактор оснастили радиаторной решеткой прямоугольной формы.
- Семидесятые годы – изменилась форма капота и увеличился объем кабины оператора, которую оснастили крышей из стеклопластика.
Трактор МТЗ-50: история создания
Минский тракторный завод создан постановлением правительства СССР №1142 в 1946 году и уже через два года дал первую продукцию. Разработка модели МТЗ-50 «Беларусь» начата в 1956 году параллельно с проектированием дизельного двигателя. Техническая и технологическая документация была подготовлена в кратчайшие сроки и была одобрена отраслевым НИИ.
К предсерийному выпуску нового пропашного трактора экспериментальный цех завода приступил в 1958 году, после чего он поступил на государственные испытания. По результатам последних и с учетом замечаний комиссии была проведена доработка машины и на ее базе создана полноприводная версия МТЗ-52.
Трактор МТЗ-52. Полноприводная версия
В соответствии с постановление Совета Министров от 14.11.1959 начало выпуска основной модели трактора было запланировано на 1961 год, а модернизированной – на следующий. Предприятию было предписано к концу пятилетки, довести суммарные ежегодные объемы производства машин обеих марок до 75 тысяч единиц.
В 1960 году были проведены опытно-конструкторские работы по установке на МТЗ-50 полугусеничного привода. Трактора данной модификации поставлялись сельхозпредприятиям и другим организациям по отдельным заказам. Применение резинометаллических гусениц существенно повысило тягово-сцепные характеристики и экономические показатели машины.
В 1963 году закончена модернизация МТЗ-50 «Беларусь» специально для хлопководческих хозяйств. Принципиальное отличие от серийной модели — трехколесная схема, пригодная для работы по четырехрядной системе. На Минском заводе данный трактор выпускался в течение 8 лет до 1977 года, после чего его производство было развернуто в Ташкенте на вновь созданном заводе.
В 1964 году с конвейера МТЗ сошла первая серийная версия в полноприводном варианте. Данная машина быстро стала популярной среди механизаторов и ценилась за высокую проходимость. На базе описываемой модели были созданы три гусеничных трактора Т-54В для работы на виноградниках. Модификация выпускалась с колеей в 950 мм и 850 мм. Трактор выпускался вплоть до 1985 года и всего произведено 1 256 800 экземпляров.
Характеристики трактора
Основой машины является полурамный остов, состоящий из боковых параллельных брусов и литой передней поперечной части. Остальную часть остова выполняют соединённые между собой литые корпуса механизмов трансмиссии: корпус сцепления, картер КПП и картер заднего моста. На полураме размещён силовой агрегат, соединённый через корпус сцепления с трансмиссией трактора.
Характеристики силового агрегата
Двигатель Д-50 в сборе
Марка |
Д-50 (со стартером) Д-50Л (с пусковым двигателем) |
Тип |
Четырёхтактный, четырёхцилиндровый дизельный |
Мощность номинальная л.с |
55 |
Максимальная мощность л.с |
60 |
Рабочий ресурс до капитального ремонта мото-часов |
5000 |
Номинальная частота вращения об/мин |
1700 |
Диаметр цилиндра мм |
110 |
Ход поршня мм |
125 |
Степень сжатия |
16 |
Общий рабочий объём цилиндров л. |
4,75 |
Удельный расход топлива г/л.с в час |
195 |
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2 |
Топливный насос |
УТН-5 |
Регулятор ТНВД |
Всережимный центробежного типа |
Форсунки |
ФШ-6-2-25˚ штифтовая закрытого типа |
Давление впрыска кгс/см² |
130+5 |
Электростартер Д-50 |
СТ-212 |
Пусковой двигатель Д-50Л |
ПД-10У |
Генератор |
Г 304-А1 |
Вес сухого дизеля Д-50 кг |
410 |
Вес сухого дизеля Д-50Л кг |
470 |
Давление масла в дизеле кгс/см² |
2-3,5 |
Дизель Д-50 в сборе
Заправки систем и узлов трактора
Наименование |
Объём л |
Топливный бак трактора |
100 |
Топливный бак пускового двигателя ПД-10У |
1,9 |
Система охлаждения МТЗ 50 |
20 |
Система охлаждения МТЗ 50Л |
22 |
Система смазки дизеля |
12 |
Корпуса трансмиссии |
40 |
Корпус переднего моста |
1,7 |
Корпус переднего бортового редуктора |
1,7 |
Корпус верхней конической пары ПВМ |
0,3 |
Промежуточная опора привода ПВМ |
0,15 |
Корпус гидроусилителя руля |
6 |
Гидросистема трактора |
20,5 |
Картер ТНВД |
0,2 |
Электрическая система
Электропроводка трактора – однопроводная с напряжением в сети 12 вольт, отрицательный полюс соединён с массой трактора. Аккумуляторная батарея МТЗ 50(52) -3СТ 195 с напряжением 6 вольт и ёмкостью 195 А/ч расположены в отсеках под сиденьем водителя. В МТЗ 50Л(52Л) аккумуляторы 6-ТСТ 45 с напряжением 12 вольт и ёмкостью 45 А/ч.
Гидросистема
Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора включает в себя:
- Шестерёнчатый гидронасос НШ 32 установленный на корпусе гидробака получает привод через промежуточную шестерню от ведущей шестерни привода ВОМ в промежуточной части трансмиссии. Включение привода осуществляется рычагом при введении в зацепление скользящей шестерни привода. Узел обеспечивает давление в системе 100 кгс/см² с производительностью 40 л/мин.
- Распределитель Р75-В3А золотниково-клапанный с фиксацией в рабочих и плавающем положениях. Узел установлен на корпусе гидроузлов одновременно выполняющего функцию гидробака. Предохранительный клапан распределителя ограничивает давление в системе до 130 кгс/². Крайний правый рычаг устройства предназначен для управления гидроцилиндром навески трактора остальные два для работы с выносными цилиндрами в составе навесного или прицепного оборудования.
- Гидроцилиндр навески двухстороннего действия с ходом штока 200мм, диаметром штока 75 мм и диаметром поршня 100 мм.
- Гидроувеличитель сцепного веса – гидростатический с автоматическим поддержанием заданного давления оборудованный в своей системе пружинным гидроаккумулятором.
Схема управление гидронавесной системой
Исправная работа системы обеспечивает грузоподъёмность в 800 кг на вылете центра тяжести относительно оси задних колёс не более 1,5 м.
Рулевое управление и гидровлическое усиление
Управление осуществляется передачей вращения от рулевого колеса на червяк, взаимодействующий с косозубым сектором. Передача осуществляется с передаточным числом 17,5. Механическая передача данной пары усиляется гидроусилителем. В состав отдельной гидросистемы усилителя руля входит:
- Шестерёнчатый насос НШ-10Е левого вращения и производительностью 14 л/мин.,
- Гидроцилиндр двухстороннего действия с диаметром поршня 90 мм с ходом от среднего положения 19,5мм,
- Распределитель однозолотниковый следящего типа – размещённый на одной оси с червяком рулевого механизма, с рабочим ходом от нейтрального положения до полного перекрытия 6 мм.
- Давление в системе ограничивается предохранительным клапаном в пределах 75 -80 кгс/смᶾ
Технические характеристики
Базовая версия машины характеризуется компактностью размещения основных узлов и систем, свободным доступом для их обслуживания и текущего ремонта.
- Трактор 50-й модели массой в 2,8 тонны обладает достаточно компактными габаритами, соответственно 3815х1970х2470 мм. Маневренность и проходимость машины обеспечивается небольшим радиусом разворота и дорожным просветом в 465 мм.
- Колею переднего моста с полужесткой подвеской можно регулировать в пределах 1200-1800 мм, для колеи заднего моста этот показатель составляет 1400-2100 мм. Бортовая гидросистема — раздельно агрегатная, снабженная производительным шестерёнчатым насосом и трехпозиционным гидрораспределителем.
- Силовой вал трансмиссии реализует передачу крутящего момента на задний мост, имеющий функцию механической блокировки дифференциала заднего моста. Эта особенность ходовой части позволяет трактору без проблем преодолевать участки с рыхлыми и заболоченными грунтами.
Конструкция трактора совместима с разными видами навесного экскаваторного, погрузочно-разгрузочного, бульдозерного, снегоуборочного и другого оборудования, активируемого посредством независимого вала отбора мощности.
Машины МТЗ-50 и 52 с одинаковым успехом могут задействоваться в сельском хозяйстве, животноводстве, в городских коммунальных предприятиях, жилом и промышленном строительстве.
Фото: тюнингованный МТЗ-52
- Компактный, простой в обслуживании и экономичный в эксплуатации дизельный двигатель мощностью 55 л.с. имеет гарантийный ресурс 5000 моточасов. Расход топлива даже при максимальных нагрузках составляет всего 8 л/ч.
- Характеристики силовой установки в полной мере обеспечивают активацию энергопотребляющих навесных агрегатов. 130-литровый топливный бак обеспечивает автономную работу тракторного агрегата или сцепки на протяжении более полутора рабочих смен.
- Крутящий момент от четырехцилиндрового дизельного двигателя объемом около 5 литров, передается на многоступенчатую коробку передач через однодисковую муфту сцепления постоянно-замкнутой конструкции.
- 9 передач переднего хода и 2 заднего обеспечивают машине большой диапазон скоростных, в том числе транспортных режимов.
Фото: МТЗ-50 в работе
На каких работах используется машина
В первую очередь на выполнении сельскохозяйственных операций: вспашка, боронование, посевные работы, культивация, обработка посадок, заготовка зеленой массы, уборка и вывоз урожая.
Производится более 200 видов дополнительного прицепного и навесного оборудования. Это расширяет функции машины для применения в производственной, коммунальной, транспортной сферах. На трактор монтируются бульдозерный отвал, дорожная фреза, экскаваторное оборудование, буровая установка. Грузоподъемность МТЗ 80 на оси навеса 3,2 т. Машина допущена для передвижения по дорогам общего пользования, что делает ее мобильным буксировщиком прицепов с грузом.
Устройство
Остовом трактора является полурамная конструкция, имеющая несущие картеры элементов трансмиссии. Схема машины – классическая, с разноразмерными пневмоколесами на задней ведущей оси и направляющей передней.
Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80: а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа;
- водяной радиатор;
- масляный радиатор;
- гидроусилитель руля;
- водяной насос;
- масляный насос;
- генератор;
- центробежный маслоочиститель;
- корпус сцепления и понижающего редуктора;
- вал отбора мощности;
- пневмопереходник;
- гидроцилиндр задней навески;
- воздухоочиститель;
- головка цилиндров;
- компрессор;
- топливный насос;
- дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л);
- пусковой двигатель;
- задняя навеска;
- коробка передач;
- редуктор пускового двигателя;
- передний ведущий мост;
- карданный вал;
- промежуточная опора карданного вала;
- раздаточная коробка.
Силовая установка
Четырехцилиндровый рядный дизельный мотор Д-243 с мощностью 81 л. с. и объемом 4,75 л. В номинальном режиме агрегат расходовал 162 г/л. с. час горючего. Крутящий момент 290 Нм обеспечивал достаточное тяговое усилие и хорошую проходимость машины. Запуск производился при помощи пускового карбюраторного мотора или электростартера. В условиях отрицательных температур при пуске использовалась электрофакельная система.
Устройство силовой установки трактора МТЗ 80
Узлы трансмиссии
Обеспечивают выбор параметров передачи энергии от мотора на задний мост и узлы привода прицепного и навесного оборудования. Силовой привод Передача ращения на ВОМ осуществляется:
- синхронного типа приводом – темп вращения определяется скоростью перемещения машины 3,5 оборота на каждый метр пути, подключается ко второй ступени КПП;
- двухскоростной независимый привод – 540/1000 об/мин. Энергия снимается с маховика мотора, сцепление трактора не задействуется.
Узел сцепления
Изделие сухого типа в однодисковом исполнении. Фрикционная муфта постоянно замкнута. Привод муфты механический от педали в кабине.
Коробка переключния передач
КПП в механическом исполнении на 9 режимов передачи момента при движении вперед и 2 на реверс. Использование редуктора, для снижения оборотов, позволяет удвоить количество режимов. Ходоуменьшитель (устанавливается как опция) обеспечивает дополнительные 4 передачи вперед и назад. Раздаточная коробка Устанавливается на модель 82 и обеспечивает подключение ведущего моста передних колес.
Задний мост Оборудуется устройством автоматического блокирования дифференциала, передает вращающий момент на полуоси конечных передач.
Устройства хода Передняя пара пневмоколес направляющая с типоразмером 200—508, задняя пара ведущая 400—965. Передняя ось с поворотными цапфами крепления колес через шарнир устанавливается на брусе полурамы. Весовая нагрузка на ось передается через цилиндрические пружины. Колея изменяемая – 1200/1800 мм передние колеса и 1400 /2100 мм задние.
Система гидравлики В раздельно-агрегатном исполнении. Гидравлический цилиндр с регулятором размещен на приливе кожуха заднего моста.
Кабина трактора МТЗ-50: обзор рабочего места
Управление трактором МТЗ-50 «Беларусь» осуществляется с рабочего места оператора. Располагается оно в закрытой одноместной кабине с обширной площадью остекления, чем обеспечивается хороший обзор для тракториста во всех направлениях. Оператор располагается в подрессоренном кресле, перед которым смонтированы следующие органы управления:
- Педали: муфты сцепления, управления подачей топлива, блокировки дифференциала, правого и левого тормоза.
- Рычаги: переключения передач, включения тормозов прицепа, управления задним ВОМ, гидроувеличителя сцепного веса, распределителя гидросистемы.
- Маховичок регулировки давления подпора.
- Рулевое колесо с выключателем звукового сигнала и рукояткой переключения указателя поворотов.
- Приборный щиток, на котором установлены амперметр, указатель давления масла, датчик температуры и лампа освещения индикаторов.
- Тяга привода защелки горного тормоза.
- Включатель массы аккумуляторных батарей.
- Рукоятка переключения заднего вала отбора мощности.
Лобовое стекло кабины трактора оборудовано стеклоочистителем, который приводится в действие вручную при помощи рычага. Для обеспечения нормального микроклимата предусмотрен вентилятор, управляемый отдельным переключателем. Освещение рабочего места осуществляется при помощи плафона, установленного на потолке. В целом кабина для своего времени была достаточно удобной и обеспечивала оператору нормальные условия для работы.
Система навесного оборудования МТЗ-50
Трактор модели МТЗ-50 использовался для выполнения широкого спектра полевых работ при помощи разнообразных агрегатов. Перечень навесного оборудования включает следующие наименования:
- Плуги 3-х корпусные для вспашки разных типов почв нескольких видов.
- Косилка измельчитель навесная.
- Косилка-плющилка прицепная.
- Сеялки разных типов, в том числе с функцией внесения минеральных удобрений.
- Сеялки-культиваторы.
- Комбинированные агрегаты чизельные и почвообрабатывающие.
- Культиваторы для сплошной обработки почвы.
- Борона навесная.
- Агрегаты для внесения жидких удобрений и ядохимикатов.
- Полуприцепы транспортные и специального назначения.
- Прицепы и полуприцепы самосвальные.
- Рассеиватели минеральных удобрений навесные и прицепные.
- Косилки дисковые и сегментно-пальцевые.
- Грабли-ворошилки роторного типа.
- Пресс-подборщики тюковые и рулонные.
Рекомендуем прочитать: Komatsu PC400-7: технические характеристики
Навесное оборудование устанавливается на трактор при помощи специальной системы из тяг. Агрегаты, требующие механического привода, подключаются к валу отбора мощности. Прицепные устройства соединяются с сельскохозяйственной машиной с помощью универсального крюка, расположенного на поперечной тяге подвесной системы.
Особенности использования
Говоря об универсальности машины, производитель заявляет, что ЛТЗ 60 не нуждается в обкатке. Трактор поступает в продажу полностью готовым к работе, в том числе и с навеской.
Однако опытные владельцы тракторов советуют провести непродолжительное тестирование всех систем перед началом работ:
- Электропитания.
- Проверку надежности и качественного закрепления аккумулятора.
- Руль должен люфтеть не больше, чем 25 градусов при работающем гидронасосе.
- Обеспечить герметичность масляной и топливной системы, а любые протечки должны исключаться.
- В кабине трактор должен лежать резиновый коврик.
- Должны работать стеклоочистители.
Порядок и график обслуживания производится по стандартной схеме, которая детально описана в инструкции по эксплуатации. Еще одной особенностью трактора является нетребовательность к качеству смазочных смесей и дизельного топлива.
Если планируется консервация трактора на долгий период, то желательно его предварительно подготовить. А именно, помыть, почистить, слить горючее и смазку, просушить, протереть масляной тряпкой все детали и поставить в сухое место.