Новости СНГ » Признание и признательность: год новому статусу для Сухума и Цхинвала


Признание и признательность: год новому статусу для Сухума и Цхинвала

Новости СНГ

БАКУ, 26 августа — «Новости-Азербайджан».

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

Новому юридическому статусу Абхазии и Южной Осетии – год, Россия признала их 26 августа 2008 года. Что это было – правильный шаг или ошибка? И – что же дальше?

Вопросы эти отталкиваются от стандартного пропагандистского тезиса, предназначенного для российской аудитории: самостоятельность грузинских автономий, кроме России, признала только Никарагуа, Россия этим признанием загнала себя в изоляцию. То есть – совершена ошибка.
В расчете на зарубежную аудиторию акценты несколько иные: перед нами если не аннексия, то есть приращение российской территории, то утверждение Москвой своего права делать что угодно в некоей сфере влияния вдоль российских границ.

Вообще, заметно, что не начало и продолжение прошлогодней войны в Южной Осетии сейчас стало предметом давления на Москву, а именно признание независимости автономий. Что понятно: с самой войной все уже ясно. Проблема лишь в том, будут ли европейцы или американцы давать тут оценки открыто, или, в своих лучших традициях, постараются замести все под ковер. Сведения о подготовке доклада миссии Евросоюза, выносящем приговор прошлогодней войне (миссия Тальявини), показывают, что Грузию скоро поругают за то, что начала войну, Россию за то, что слишком хорошо ее продолжила – а главное, за то, что признала, после этой войны, независимость все тех же Цхинвала и Сухума. Каждый получит свое, все во всем виноваты, кроме США и Евросоюза. Это такая же неприятная для них страница, как война против Югославии в 1999 году, по поводу которой приходится слышать по большей части: давайте забудем эту печальную историю, она в прошлом.

В нашем случае забыть готовы что угодно, кроме российского признания двух республик. Оно, например, служит предлогом затягивать обсуждение предложенной российским президентом Дмитрием Медведевым идеи обсудить Договор о европейской безопасности. Картина выглядит так: сначала отзовите решения по Абхазии и Южной Осетии, потом будем обсуждать договор.
В этом смысле интересны несколько интервью, которые дал министр иностранных дел Сергей Лавров накануне годовщины войны. Он напомнил, что инициатива Медведева была выдвинута 5 июня, а 6 июня президент России встречался с Михаилом Саакашвили в Санкт-Петербурге. Он начал эту встречу со слов, что Россия уважает территориальную целостность Грузии и хочет содействовать урегулированию конфликтов на грузинской территории. Он также предложил в качестве неотложного шага согласовать документ, который исключал бы применение силы для урегулирования югоосетинского и абхазского конфликтов. Саакашвили согласился. Но, как мы теперь знаем, решение о нападении на Цхинвал к тому времени уже было в целом принято.

И еще интересные подробности от Лаврова. Он напомнил, что в первоначальном плане Медведева – Саркози, который президент Франции привез в Москву уже после нападения Грузии на Цхинвал, Россия и Франция призвали стороны конфликта – Грузию, Южную Осетию и Абхазию – подписаться под принципом неприменения силы. Саакашвили же настоял на том, чтобы эта первая фраза из плана была изъята.

Как говорит Лавров, мы не хотели, когда пресекли грузинскую агрессию, признавать Южную Осетию и Абхазию. Россия тогда предлагала, чтобы состоялись международные дискуссии об их статусе. Но и это было вычеркнуто Саакашвили. Тогда нам стало все понятно, и мы приняли решение, которое приняли.

Итак, признание было вынужденным, и Москва оттягивала этот шаг, как могла. Хорошо зная, что одно лишь восстановление грузинских разрушений в Цхинвале и окрестностях – это очень большие деньги. Зная, что признание никак не решает смешную ситуацию с двумя Осетиями, российской Северной и отдельно от нее — Южной, притом что больше всего осетин живет не там и не там, а в Москве. То есть никакой выгоды от признания Москва изначально не видела, только проблемы. Но…

В принципе, сложившаяся ситуация была сразу понятна только юристам. Все договоры, признанные ООН, в отношении конфликта, в Тбилиси готовились разорвать (что и было сделано). Получалось, что две республики, почти два десятилетия никак не связанные с Грузией, превратятся в юридическую серую зону, которая есть, но ее нет. В Грузию они теперь уже точно не вернутся. В итоге мы имеем беззаконную территорию, разоренную войной (в случае с Осетией), с людьми, доведенными до крайности и ничем не связанными. Как Чечня при Дудаеве.

Кроме того, оказание какой-либо помощи этим территориям тоже было бы, в такой ситуации, за пределами международного права. А вот признание их пусть даже одной страной решает все вопросы – по примеру Северного Кипра и турецкой помощи таковому, пусть никто, кроме турок, его не признал.

Сейчас, кстати, Россия не только восстанавливает в Южной Осетии за счет бюджета 22 разрушенные школы, 10 детских садов, 10 больниц, 261 жилой дом и так далее (есть похожая программа и для Абхазии), но и ведет выработку почти 70 пакетов документов, которые дают этой работе юридический фундамент. Так что дело не только в признательности народов, которые Россия защитила от массовых убийств, а и в необходимости.

Теперь что касается отказа союзников Москвы по СНГ или ОДКБ последовать ее примеру: очень поучительная история. Она показывает тем, кто этого не замечал, что сателлитов и марионеток у России давно уже нет, если у Москвы с кем-то есть союз – то он исходит из взаимных интересов. Кстати, все аргументы против признания Косово сама же Россия излагала ранее в этих организациях неоднократно, включая то, что бывшие республики СССР составлены из разнородных кусочков, здесь множество бомб замедленного действия – и это далеко не только Карабах и Нахичевань, и т.д. Поэтому прецеденты создавать нельзя. Аргументы были верные. И все соглашались.

Поэтому в этот раз Москва приняла решение: не настаивать на том, чтобы страны СНГ следовали ее примеру в признании двух грузинских республик независимыми. Тем более что России это на самом-то деле абсолютно не было нужно. Но некоторые чиновники решили план перевыполнить. И не смогли. В общем, хороший урок, и не только для Москвы.

Возникает вопрос, что дальше. Прецедентов признания независимости обратно нет, так что все надолго и всерьез. Дальнейшее решать самим народам к югу от Кавказского хребта. Допустим, что следующее правительство Грузии захочет что-то реальное сделать для сближения народов, а абхазы и осетины согласятся. Откроют границы, облегчат общение, забудут про несколько войн и нападений, про сотни погибших. Будет ли возражать Россия против воли народов к воссоединению? Да ни в коем случае.






Новости по теме

  • Погранполиция Грузии задержала судно под флагом Молдавии с гражданами РФ на борту
  • Определены участники вокального Конкурса имени Магомаева
  • Конфликт на востоке Таджикистане не угрожает национальной безопасности страны — МИД
  • Президент Украины владеет акциями на $830
  • Моряки Украины прекратили в Приморье забастовку, получив деньги
  • Московские омоновцы пожаловались президенту на начальство, которое зарабатывает на них деньги
  • Тимошенко готовит неимоверно государственный переворот
  • Грузия не отправит наблюдателей на второй тур выборов в Украине
  • 

    Оставьте комментарий