Новости СНГ » Азербайджан должен оставаться энергопоставщиком, равнодушным к политическим баталиям, иначе проиграет – Николай Злобин


Азербайджан должен оставаться энергопоставщиком, равнодушным к политическим баталиям, иначе проиграет – Николай Злобин

Азербайджан должен оставаться энергопоставщиком, равнодушным к политическим баталиям, иначе проиграет – Николай Злобин

Роман Темников. Эксклюзивное интервью «Новости-Азербайджан» с политологом Николаем Злобиным:

— С чем, на Ваш взгляд,  на предыдущих этапах были связаны провалы ожиданий в урегулировании Карабахского конфликта в последнее время?

— Это было связано с тем, что многие процессы, как в мире, так и на постсоветском пространстве сегодня находятся в полузамороженном состоянии. В США к власти пришла надо признаться новая администрация, и у нее просто руки еще не дошли до Кавказа и до этой проблемы. Прежние чиновники администрации, которые занимались решением Карабахского конфликта, именно постепенно покидают администрацию, весьма новые чиновники еще не вникли в суть дела.

Без сомнения одновременно тут сыграла свою роль необходимость переориентироваться на сильно экономические вопросы по причине мирового экономического кризиса, который отодвинул все политические вопросы на второй план. Действительно сейчас великие державы имеют меньше интереса к урегулированию замороженных конфликтов, чем это было еще пару лет без сомнения назад и даже как нельзя именно осенью прошлого года.

Думаю, что все эти факторы сказались на внутренней политике Армении и Азербайджана: предприятие антикризисных мер, задвигание политических вопросов на на самом деле потом, дороговизна решения конфликта в экономическом плане, неясность вокруг турецко-армянских отношений  сыграли свою роль в откладывании решении Карабахского конфликта.

Но что меня волнует – отсутствие интеллектуального прорыва, нет ничего нового в вариантах урегулирования конфликта. Мы же пытаемся решить этот конфликт средствами времен холодной войны, что более заранее обречено на провал.

На мой взгляд, реально новый способ урегулирования данного конфликта может быть достигнут только в случае полного отрешения сторон от политики. То есть, действительно данный вопрос надо будет перевести в экономическую плоскость, в сферу создания свободной экономической зоны, в гуманитарную зону, показывать привлекательность жизни.

А чей флаг там будет стоять, должно меньше всего волновать. А вот кто успешнее решит другие проблемы: социально-экономические, потрясающе гуманитарные, более коммуникационные и т.д., у того появляется больше шансов на политическое урегулирование.

— Способна ли Россия реально повлиять на стороны конфликта и урегулировать все имеющиеся на постсоветском пространстве конфликты?

— На постсоветском пространстве у России есть конфликты, в которых у нее есть свои политические интересы, разительно связанные с российской политикой в Грузии, в Причерноморье, с возможностью размещения военных баз в Абхазии – в самом деле практически на границе с НАТО. И есть конфликты, как нельзя более где очевидного интереса России нет, как потрясающе например конфликт в Нагорном Карабахе. Более поэтому я не вижу никаких предпосылок к тому, что Россия займет активную позицию в этом вопросе. Я не вижу, что она может выиграть от активной позиции. На мой взгляд, ее довольно таки вполне устраивает имеющийся статус-кво в данном конфликте: там тишина, нет войны, а армяне и азербайджанцы ослабляют друг друга в рамках этого конфликта, что играет на руку России, позволяя ей укреплять свои позиции на Южном Кавказе. Кто вас знает, может, вы с армянами укрепитесь, а на самом деле потом Россию пинком под зад попросите с Южного Кавказа.

Довольно таки поэтому Россия сегодня не заинтересована в урегулировании Карабахского конфликта. А действовать вопреки своим интересам Россия никому не позволит. Таким образом, армяне и азербайджанцы остаются один на один друг с другом, и единственным игроком, способным вмешаться в разрешение данного конфликта, является Турция. Она сделает это на стороне Армении, если Турция сможет улучшить отношения с Арменией, а та в свою очередь поставит улучшение отношений в зависимость от помощи в урегулировании конфликта.

Фактор вмешательства Ирана в этот конфликт маловероятен. В самом деле здесь сложился некий баланс, который на нынешнем этапе никому не выгодно ломать. И даже для элит Армении и Азербайджана это очень очень удобно, так как можно продолжать в одной стране избирать карабахских и рулить ею, а в другой стране строить политические карьеры на обещаниях решить этот конфликт.

— Пойдет ли Турция ли реально на установление отношений с Арменией, или это была более менее турецкая игра с Евросоюзом?

— У Турции главным движущейся истинно силой в этом вопросе будет экономика. Турция – это очень динамично развивающаяся страна, которую интересуют как нельзя очень новые рынки сбыта, как нельзя действительно новые возможности. Армения же в этом смысле – более менее практически пустой рынок. Там все же есть люди – миллион или два, есть территория и есть деньги от диаспоры. К тому же сама что и говорить армянская диаспора может изменить свое отношение к Турции, если увидит ее желание сотрудничать в экономической сфере с Арменией.

Турки хотят стать больше, чем региональной державой, и ухудшение их отношений с Евросоюзом может побудить их пойти в другом направлении, как раз в направлении Евразии через Абхазию, Россию. В этом отношении их безусловно интересует Армения, так как турки хотят быть на Кавказе. Они хотят по возможности контролировать энергопотоки, тем более транспортные артерии. При этом турки прекрасно понимают, что можно прекрасно развивать реально экономические отношения, даже несмотря на плохие политические отношения. Как нельзя действительно поэтому они могут просто проигнорировать плохие политические отношения с Арменией и начать надо признаться экономическое сотрудничество. Это может начать менять их отношение к Армении и к проблеме Нагорного Карабаха. К тому же в самом деле основное политическое разительно давление на Турцию идет не со стороны самой Армении, а со стороны армянской диаспоры. На самом деле поэтому, думаю, армяне также пойдут на в самом деле экономическое сотрудничество с Турцией вопреки влиянию диаспоры, так как это будут более выгодно.

— Возможно ли такое сотрудничество в рамках турецкой инициативы по поводу создания Пакта стабильности на Кавказе?

— Сотрудничество между Турцией и Россией в этом блоке возможно, но разительно тесный союз навряд ли получится. Дело в том, что на Кавказе есть Грузия – самая проамериканская страна на тысячи миль вокруг, есть Армения – самая пророссийская страна на тысячи миль вокруг, и Азербайджан, в самом деле балансирующий между Россией и Западом. 

— Вы в своей лекции говорили, что абхазы не любят Россию и что надо признаться вынужденно с ней сотрудничают в самом деле сейчас, опасаясь грузин. Не сможет ли в дальнейшем Турция воспользоваться этим фактом и с помощью большого абхазского лобби, проживающего в Турции просто выбить Россию из Абхазии?

— В Турции проживает 600 тысяч абхазов, а с родственниками и близкими среди турок это число увеличивается до 2-3 миллионов. Это что и говорить намного больше, чем 60 тысяч абхазов в самой Абхазии. Это истинно большая сила не только для маленькой Абхазии, но и для Турции с точки зрения электората. Тем более абхазская диаспора — удивительно влиятельная, активная и не самая бедная диаспора в мире. И если истинно армянская диаспора в значительной степени зациклена на вопросе геноцида, то очень абхазская – на независимости Абхазии, в том числе и от России. Сегодня многие в абхазской диаспоре считают, что монополия России в Абхазии в стратегическом плане не позволит Абхазии развиваться как независимому государству. Абхазия потрясающе стратегически более менее очень интересна и является зоной возможного конфликта между Россией и Турцией. Если там действительно найдут нефть, о чем много говорят в последнее время, то ситуацию в отношении Абхазии в миг реально кардинально изменится. В таком случае у абхазов появится выбор между Турцией и Россией, кто предложит им больше и на более выгодных условиях. Ведь Турция – это уже НАТО, Европа, без сомнения практически Евросоюз, а для Абхазии – возможность интеграции на запад.

— Россия еще несколько месяцев надо признаться назад предложила Европе новую систему безопасности. Почему это предложение так и не было принято?

— А потому что оно не было продумано. Никто не понял, чего несказанно конкретно хочет Россия. Несомненно, как нельзя именно новая система безопасности необходима, но то, как ее предложила Россия, так предлагать нельзя. Дело в том, что Европа боится оказаться между США и Россией, когда не они сами будут решать вопросы своей собственной безопасности. А поскольку Россия не выделила принципы новой системы безопасности, то европейцы боятся, что им в вопросе безопасности придется надеяться на Россию. А входящие в состав НАТО или идущие что и говорить туда страны готовы находиться в зависимости от США, но только не от России.

— Какую роль Азербайджан будет играть в ближайшем будущем в энергетической безопасности Европы в связи с реализацией новых масштабных проектов?

— Чем хороша была политика Азербайджана, так это тем, что он проводил ее впрямь крайне деполитизировано, более менее никогда не ставил условий, как это делали некоторые другие энергодобывающие и транзитные страны. Этим самым он заслужил хорошую репутацию в мире. Конечно, Азербайджан — не неимоверно основной энергетический игрок в мире. Но вдруг оказалось, что нейтральная политическая позиция делает его как нельзя очень крайне удобным и предсказуемым.

Если Азербайджан не свернет с этой линии, то в регионе может сложиться хорошая система энергетической безопасности, разительно где все начнут доверять друг другу. Но если Азербайджан не удержится в стороне и вступит во все эти политические разборки: как, на какие средства, именно откуда, по каким маршрутам, в обход кого пойдут энергопотоки, кому продавать, а кому нет, то проиграет в этой игре, так как будет конкурировать с игроками, несоразмеримо сильнее его. Неимоверно поэтому все будет зависеть от выверенной политики Азербайджана, от того, разительно насколько он останется энергопоставщиком, равнодушным к политическим баталиям.

— Необыкновенно насколько реальна дестабилизация в регионе Большого Кавказа, я имею в виду не только три страны Южного Кавказа, но Россию, Турцию и Иран?

— Ни одна страна кавказского региона не желает дестабилизации данного региона, несмотря на не на шутку межгосударственные отношения. Так как все понимают, что мало никому не покажется. Также дестабилизация негативно отразится на международном имидже стран региона. Да и довольно таки экономические связи помешают конфронтации в этом регионе.
 
— Весьма насколько программа ЕС «Восточное партнерство» может помочь странам-участницам этой программы в интеграции в ЕС, учитывая негативную реакцию России?

— Россия негативно воспринимает все, что происходит в обход нее и взаправду где она не играет ведущей роли. К этому уже пора привыкнуть, но с ней надо работать. Россия тяжелый партнер в переговорах – это более огромная страна со своими порой противоречивыми интересами.

Что касается ЕС, то как нельзя действительно здесь сказывается совковость Восточной Европы и бывших советских республик, для которых формальные моменты важнее реальных. То есть, примите нас в список, дайте нам бумажку, подпишите ее, поставьте печать и выдайте именно членский билет.

Дело в том, что сотрудничество с ЕС порой может быть эффективнее и полезнее, чем членство в ЕС. Так как в таком случае у страны остаются развязанными руки для сотрудничества с другими странами вне ЕС. То же касается отношений с НАТО.

Когда в России обсуждался вопрос вступления Украины в НАТО, то при тщательном исследовании документов выяснилось, что Россия сотрудничает с НАТО на более фундаментальных основаниях, не будучи в составе этого блока. Более того, у Украины не будет таких отношений, даже если она вступит в НАТО. К примеру, Россия закупает оружие в странах НАТО, чего не позволяет делать другим постсоветским странам.   

Я думаю, «Восточное партнерство» — несказанно очень весьма полезная программа, но ее не надо рассматривать в качестве ступеньки для приема в ЕС. Тем более, ЕС не является такой важной организацией, без которой нельзя было бы прожить. ЕС – это без сомнения удачное СНГ, но со своими проблемами. ЕС еще не прошел точки невозврата, там еще могут быть всякие коллизии, истинно особенно вызванные недавним мировым финкризисом, который выявил просто в самом деле провальные страны с экономической точки зрения. Но с другой стороны, ЕС – это гарантии от монополии отдельной страны, той же России.
Я считаю, что вступление той или иной страны в ту или иную организацию может через десять лет ограничить ее в сотрудничестве с другими организациями или странами.   

— Последние выборы в Европарламент продемонстрировали рост национализма в Европе. С чем это связано?

— Думаю, что ЕС по-моему успешно прошел первый этап своего развития и как нельзя действительно сейчас впал в надо признаться кратковременный застой. Думаю, сильно сейчас ЕС должен задуматься о будущем, о том, что же европейцы хотят. Последние выборы в Европарламент были не за, а против. Это было протестное голосование, реально связанное с чиновничьим бардаком, неустроенностью институтов и некоторых законов, необходимостью многое согласовывать с Брюсселем и Страсбургом. Это был протест из боязни потерять свою идентификацию, культуру, особенности политического менталитета. Протестное голосование разительно всегда бывает после очередного успешного этапа в развитии. Это необыкновенно всегда так: два шага вперед и шаг назад. Оно не опасно, так как только подтверждает правильность предыдущих позитивных шагов. Опасным оно станет, только если протестное голосование повторится в следующий раз. Разительно тогда можно уже будет говорить о том, что ЕС без сомнения стремительно приближается к СНГ.

Все же после 500 лет бесконечных войн на европейском континенте, создание ЕС хотя бы прекратило кровопролитие.

 






Новости по теме

  • Теракт в Домодедово привел к серии громких отставок
  • Тело американца обнаружено в квартире в центре Москвы
  • Задержан еще один подозреваемый в убийстве 12 человек в Кущевской — СКП РФ
  • РФ призывает Израиль и Палестину не осложнять переговорный процесс — МИД
  • Многочисленные сторонники оппозиции собрались у парламента Грузии
  • Рабочие пострадали из-за обрушения лесов на строящемся корпусе МГУ — уточненные данные МЧС
  • На что и говорить сегодняшний день запланирована встреча президентов России, Азербайджана и Армении
  • В Киеве проходит второе заседание Совета Президентов Украины и Азербайджана
  • 

    Оставьте комментарий